QUOTE (DarkSet @ 15:36, 11 October 2011)
Есть понятие осознанного интереса и неосознанного интереса. Ты понимаешь что тебе нужно есть, но ты не понимаешь что для этого может быть необходимо сегодня ввести дополнительный налог, чтобы через 50 лет построить завод по производству комбайнов. Ты не понимаешь этого, потому что ты сам можешь и не прожить этих 50 лет, но интересы общества, регулируемые законом, должны учитывать не только желания и потребности уже живущих в нем но и желания и потребности тех кто только будет в нем жить в будущем. И вот мера ответственности за будущее определяет глубину отличия между личной моралью и законами общества. Кто-то считает что завтрашний день это уже размыто и устанавливает закон, по которому все могут грабить друг-друга и кто сильнее тот и прав, а где-то думают на сотни лет вперед и начинают ограничивать выбросы вредных веществ и переходить на восполняемые источники енергии.
Неосознанного интереса не бывает. Интерес всегда осознанный. И налоги вводятся, и заводы строятся, и законы принимаются не коллективным бессознательным - это всегда решение каких-то конкретных людей. И это интерес этих конкретных людей, а не всего общества. И если США оккупирует Ирак и удерживает его на протяжении многих лет - это тоже решение конкретных людей, стоящих во главе этой страны, а не каждого отдельно взятого американца, вне зависимости от их интереса.
QUOTE (DarkSet @ 15:36, 11 October 2011)
При этом справедливость является только словом, в ключе закона как инструмента управления жизнью общества справедливости места нет. Справедливость это субъективное понятие, порожденное моралью.
И я тебе о том же. Только задумайся - а чем должен быть порожден закон, если не стремлением к справедливости?
QUOTE (DarkSet @ 14:36, 11 October 2011)
Простой пример, твой пример - с точки зрения вора он прав, его мораль позволяет ему украсть у тебя потому что ты зажравшийся белый воротничек, пьющий кровь трудового народа, а он только берет то что итак принадлежит ему. Он считает свои действия восстановлением справедливости, а то что ты его ударил - несправедливым.
Это сферическая точка зрения в вакууме, ничего полезного из неё не получится.
QUOTE (DarkSet @ 14:36, 11 October 2011)
Закон же говорит однозначно - воровать нельзя. Неважно воровал ты чтобы купить новую машину или потому что неделю не ел.
Именно. В современной модели "демократического государства" закон - это условность, и единственное, что делает его обязательным к исполнению - это то, что человек не может нарушить этот закон из-за страха наказания. Закон имеет силу не потому, что он справедлив или хотя бы поддерживается большинством людей, живущих на территории, а репрессивной машиной этого государства, которая с одной стороны не допускает создания хоть сколько-нибудь конкурирующих с ней по силе общественных (т.е. не подконтрольных действующей власти напрямую) объединений, а с другой стороны монополизирует доступ к возможности влияния на массовое самосознание. В нём может быть написано все, что угодно: например, в законе можно обязать людей совершать преступления (с точки зрения морали среднестатистического человека), при этом с помощью той же репрессивной машины навязать обществу такую модель самосознания, при которой они не будут считать эти преступления преступлениями только потому, что иначе сами станут нарушителями закона (именно то, что происходит сейчас в пиндосии). И считать правила, созданные небольшой группой лиц на другой стороне планеты и направленные на поддержание собственного профита высшим благом - как минимум наивно и глупо.
QUOTE (DarkSet @ 14:36, 11 October 2011)
Потребность общества заключается в том чтобы выживали в нем самые сильные, потому тот кто не может заработать на еду - умрет, если только не сможет украсть так чтобы не попастся. А если он и заработать не может и украсть не может - туда ему и дорога. Практически реализация естественного отбора. Почему должно быть нельзя воровать? Потому что специализация, ты работаешь, но ты будешь работать только если сможешь что-то с этого иметь, при этом ты можешь быть ботаником очкастым и работать головой. Тебе нужны гарантии того что ты поимеешь на этом что-то и что первый попавшийся гопарь потративший больше времени на развитие кулаков чем головы у тебя это отберет. Тебе нужна безопасность чтобы специализироваться на своей ботанской работе, не теряя времени на физическое развитие. Общество от этой специализации выигрывает, даже тот самый гопарь теперь ходит не с каменным топором, а с айфоном 4с, пусть не честно заработанным, а отжатым, благодаря тебе и закону защищающему тебя от него. Но этот гопарь никогда этого не поймет.
Ну в общем ты подтвердил то, что я уже написал выше: закон - это навязанный имеющими возможность это сделать людьми набор правил, в котором написано, что нельзя нарушать интересы отдельных людей, причем далеко не всех (только перечислены они не по фамилиям, а по признакам). Теорию же эволюции в "каменных джунглях" не считаю достойной обсуждения.
QUOTE (DarkSet @ 14:36, 11 October 2011)
В общем закон и мораль это несравнимые вещи, просто принципиально разные.
Истинно так, аминь. Мораль направлена на поиск справедливого, а закон - на определение того, у кого дороже адвокаты.
QUOTE (DarkSet @ 15:36, 11 October 2011)
Но случай принуждения по сути является компромисом - ты готов делать что угодно лишь бы тебя не мучали, то-есть твое занятие - избежать наказания, мучения, тебе нравится это делать потому что тебе не хочется быть наказаным или мучимым.
То, что больно - то бесплатно, что бесплатно - то приятно, а что приятно - то можно и повторить. Так что ли получается?